Г.В. Соколов
СИСТЕМЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ
Введение
Применение ЭВМ в качестве компетентного советника
и генератора гипотез находится на начальной стадии
развития. Но именно в этой области деятельности
человека от применения ЭВМ ожидается наибольший
экономический эффект.
Неосуществимо эффективное управление сложными
системами с помощью простых средств, [4],
Эшби У.Р. - закон необходимого разнообразия.
Системы поиска решений (СПР) или системы поддержки принятия решений (СППР) относятся к классу интеллектуальных систем (ИС), [11]. Тема СПР и методов искусственного интеллекта (ИИ), по которым эти системы строятся, включает в себя и соответствующий раздел системного анализа, см. [1], и "исследование операций" - дисциплины, занимающейся количественным обоснованием решений, см. [13]. Искусственный интеллект (ИИ) возник на стыке кибернетики, лингвистики, психологии и программирования, и определяет в настоящее время научно-технический прогресс в большинстве отраслей экономики, производства и в социальной сфере. В частности, методы ИИ применяются в задачах классификации, распознавания образов, логического вывода, обучения, целеполагания и принятия решений, общения на естественных языках,[[14]. В указанной работе описано введение в ИИ и формальные методы в системах ИИ.
Отличительным признаком ИИ является работа со знаниями. Знания , в отличие от данных, обладают следующими свойствами:
- внутренней интерпретируемостью — вместе с информацией в базе знаний (БЗ) представлены информационые структуры, позволяющие не только хранить знания, но и использовать их;
- структурированностью — декомпозицией сложных объектов на более простые и установлением связей между объектами;
- связанностью — свойством отражать закономерности фактов, процессов, явлений и причинно-следственных отношений между ними;
- активностью — знания обеспечивают целенаправленное использование информации.
СПР используются на уровне стратегического планирования, оперативного и управленческого контроля о состоянии среды и деятельности предприятий. СПР предназначены для решения плохо структурированных задач с характерной неполнотой входных данных, частичной ясностью целей и ограничений, для анализа разного рода управленческих ситуаций. Участие человека в работе системы велико, он может вмешиваться в ход решения, модифицировать входные данные, процедуры обработки, цели и ограничения задачи, выбирать стратегии оценки вариантов решений. В конечном итоге ответственность за принятие решения остаётся за человеком.
В состав СПР могут входить экспертные системы (ЭС), базы данных, базы знаний, системы имитационного моделирования, различные информационные системы.
Методология СПР включает в себя следующие разделы науки: закономерности предметных областей (ПО), представление знаний и вывод на знаниях (онтологии), методы анализа данных и знаний, алгоритмы и методы построения решающих правил (распознавание образов), формальные системы, измерение и шкалы, логико-лингвистический анализ признаков, модели выбора в пространстве признаков, математические модели оптимизации, эволюционное, гипотетическое, имитационное (ситуационное) моделирование, исследование операций, самообучение, самоорганизация, языки и средства программирования.
Исследованием операций называется применение математических методов и разделов прикладной математики к анализу целенаправленной деятельности человека, [13, с.37].
Первые два раздела данного журнала могут послужить своеобразной вступительной частью к данному разделу (СПР). Напомним содержание этих двух первых разделов.
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ СИСТЕМ
В первом разделе рассматривается роль системного анализа (существенное отличие синтеза от анализа, структурно-функциональные преобразования, оптимизация) в процессе поиска решения проблем. В частности, системный подход выражается словами "...тень цели на среде". Цель — это состояние, к которому направлена тенденция изменения объекта [1, стр. 11] (вытекает из возникновения проблемы). Иерархия целей является лишь своеобразным путеводителем в процессе синтеза [1, стр. 44]. Цель — это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы проблему. Система есть средство достижения цели. Фиксированной цели соответствует одна и только одна формальная (логическая) структура системы, которой может соответствовать множество различных материальных структур [1, стр. 29]. Схема целей является основой для синтеза функций, а затем и структуры системы. Задачу синтеза, то есть, задачу созидающую (эволюционную, креативную), имеющую порядок рассмотрения от проблемы к структуре, называют прямой.
ПРОБЛЕМЫ (p) —> ЦЕЛИ (g) —> ФУНКЦИИ (f) —> СТРУКТУРА (s).
Здесь при каждом переходе от этапа к этапу поле поиска трудно ограничить чем-либо. Поэтому люди инстинктивно уже на первом этапе стремятся уйти от решения проблемы любыми способами. В частности, отсюда проистекает явление "вечного" студента, проблемы адаптации выпускника вуза в проектных и научно-исследовательских организациях на таких работах, которые требуют от исполнителя творческого мышления, чувства ответственности за свой проект. Или, иначе, процесс решения любой задачи можно представить схемой: хочет —> знает —> может —> успевает.
Проблемная ситуация создается совокупностью предшествующих взаимодействий [1, стр. 12] (следствие деятельности или как результат сопоставления желаемого и возможного). Ситуация называется проблемной, если она не может быть разрешена имеющимися средствами. Ограничивающими условиями для систем являются информационные I(t), вещественные M(t) ресурсы и цели C(t), где t — время.
Обратный порядок рассмотрения системы — от структуры к проблеме принято [1, стр. 14] называть обратной задачей.
СТРУКТУРА (s)—> ФУНКЦИИ (f)—> ЦЕЛИ (g) —> ПРОБЛЕМЫ (p).
Здесь поле поиска решения на каждом этапе значительно определённее. На таком порядке этапов, в основном, построена вся сфера обучения и процесс анализа систем.
В презентации Загоруйко Н.Г. [15, "ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ" (с разрешения автора)] приведена иерархия целей, зависящая от ответов на вопросы (по возрастанию уровней): "зачем?", "для чего?", "почему?", "в чём смысл?". Для выработки целей (задач) и выбора путей их достижения системе (см. рис., [15]) требуются элементы кортежа [2] "G,O,R,D,S,F", где:
- G — формализованное описание суперцели в терминах желательных значений конкретных характеристик;
- O — средства наблюдения за значениями этих характеристик;
- R — критерии для оценки важности отклонений и определения доминирующего неблагополучия;
- D — набор средств (действий) для устранения обнаруженных неблагополучий;
- S — способы выбора действий, нужных для устранения доминирующего неблагополучия;
- F — критерии для определения момента достижения цели.
В выше указанной презентации свойства индивидуума определяются его откликами на воздействия. А содержание откликов зависит от "Системы целевых установок и ценностей", "Базы знаний для выбора действий", "Набора навыков, доведенных до автоматизма".
Функциональное описание — это отражение конкретного функционирования ("поведения") явным описанием системы и ее частей во времени с допущением выбора из многих вариантов одного варианта исполнения частей и целого по структуре (неявного структурного описания системы).
Структурное описание — это отражение конкретного варианта внутренней структуры системы явным описанием ее состава, связей, отношений с допущением выбора из многих вариантов одного варианта функций частей и целого (неявного функционального описания системы).
Примеры практического применения общей теории систем приведены в [16].
ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач)
Только осознанный, выраженный в четких правилах и приемах,
опыт вполне инструментален.
"Главная функция знаний — предвидение и польза"
Д.И. Менделеев
В разделе (ТРИЗ) описано управление сценарием конструктивной (творческой) деятельности человека c помощью алгоритмов и методов.
В ТРИЗ выработаны следующие методы ограничения поля поиска решения, [3].
- Определение идеального конечного результата (ИКР) резко уменьшает число возможных вариантов, отсекая все решения низких уровней.
- Определение физического противоречия (ФП) продолжает процесс сужения поля поиска, оставляя (при правильной формулировке ФП) одно решение (хотя и не всегда в явном виде). ФП может быть преодолено разделением противоречивых требований в пространстве (часть объекта движется, часть неподвижна), или во времени (объект то движется, то не движется). В процессе преодоления физического противоречия происходит изменение, развитие понятий.
- Системный анализ позволяет определить объем изменений - надо ли менять надсистему, систему, объект, часть объекта.
- Вепольный анализ помогает устранить выявленное ФП, показывая, что для этого надо сделать: ввести вещество, ввести поле, ввести преобразование полей и т.д. При решении задач, условия которых не содержат указаний на прототип, вепольный анализ позволяет ввести недостающие объекты и построить из них искомую систему.
В [4, стр.428] даётся явно заниженная оценка ТРИЗ:"...ТРИЗ даёт некоторые неявно выраженные подсказки к применению уже известных приёмов к решению новых задач (из другой области на "языке" старой). Недостатком подхода ТРИЗ является то, что выбранное множество приёмов не гарантирует получения хотя бы одного решения, не говоря уже о выборе эффективного". ТРИЗ "доказал" своё право на жизнь практикой применения этой теории в различных сферах деятельности человека. С позиций оптимума потоков вещественных и информационных ресурсов (ОВИР) "формулу" Альтшуллера [5] можно интерпретировать следующим образом:
- исходные элементы целого отражают определенный этап развития технологий, достигнутый предыдущими поколениями, то есть, представляют собой поток вещественных ресурсов на рассматриваемый момент времени;
- сквозной проход энергии к исполнительному органу есть отражение целей работы устройства, его назначения, организации, то есть, представляет собой поток информационных ресурсов;
- гармония работы устройства в окружающей обстановке есть отражение степени оптимизации между потоками ресурсов в самой рассматриваемой системе и в ее окружении.
СИСТЕМЫ ПОИСКА РЕШЕНИЙ (введение)
Благодаря компьютерным средствам решаются проблемы пространства (сети связи), времени (скорость принятия адекватных решений) и проблемы объёмов переработки информации. Это, так сказать, явные результаты применения ЭВМ, а неявные — это оптимизация энерго-вещественных потоков с соответствующими информационными потоками в рассматриваемых системах. Надо полагать, что эта неявная оптимизация потоков в ближайшем будущем получит развитие до теории оптимизации между этими потоками.
Относительно вех развития информационных потоков в обществе людей можно согласиться с автором книги [6], в которой он отмечает следующие пять моментов в развитии цивилизации: появление речи; возникновение письменности; книгопечатание; создание электросвязи; построение глобальной сети ЭВМ. Можно добавить: и глобальной сети перекачки энергоресурсов, и транспортировки других вещественных ресурсов.
В различных работах обычно отмечаются следующие факты развития СПР. Родоначальником собственно искусственного интеллекта как «искусственного мышления» иногда считают средневекового философа, математика и поэта Раймонда Луллия, который в XIII в. попытался создать логическую систему для решения различных задач на основе классификации понятий и комбинирования понятий из разных классов, [7, стр.9]. В этом же веке в Италию из Западной Индии через арабов (через флорентийских купцов) пришло современное написание цифр десятичной системы. С изобретением книгопечатания (1440 г.) цифры принимают окончательную форму, [8].
Первыми теоретическими работами в области искусственного интеллекта считают работы Г. Лейбница и Р. Декарта, [9], которые независимо друг от друга продолжили идею универсальной классификации наук (XVIII в.). Однако формирование ИИ как научного направления начинается после создания ЭВМ (в 40-х гг. XX столетия) и кибернетики (см.) Н. Винера, частью которой первоначально считались и работы по ИИ. А оформление ИИ в самостоятельную область знаний произошло в 50-60 гг. XX в. Термин «Искусственный интеллект» - Artificial Intelligence (AI) - был предложен в 1956 г. на семинаре с аналогичным названием в Дартсмудском колледже (США), посвящённом решению логических задач. В переводе с английского термин «Intelligence» буквально означает «умение рассуждать разумно», а не «интеллект» (Intellect). Анализ истоков и последовательности развития теории принятия решений можно проследить на примере анализа развития теории управления, достаточно подробно изложенного известным учёным Васильевым С.Н. в работе [9]. Указанный обзор сопровождён большим (223) перечнем работ отечественных и зарубежных авторов. В работе рассматривается эволюция задач и методов теории управления вместе с обзором средств искусственного интеллекта (ИИ). Теория управления понимается в трактовке А.М.Летова "...есть совокупность методов, позволяющих вырабатывать и обосновывать решение, которое принимается для достижения заранее поставленной цели в условиях как-либо определённой ситуации [10].
Искусственный интеллект (от латинского intellectus — познание, понимание, рассудок) — раздел информатики, изучающий методы, способы и приёмы моделирования и воспроизведения с помощью ЭВМ разумной деятельности человека, связанной с решением задач" [8]. В отличие от философии и психологии ИИ ориентирован не только на понимание, но и на построение интеллектуальных систем (ИС).
Следует обратить внимание читателей на недавний выход в свет книг и журнала непосредственно на данную тему "Искусственный интеллект и принятие решений"[12].
Литература
- Гладких Б.А. и др. Основы системного подхода и их приложение к разработке территориальных автоматизированных систем управления. - Томск: ТГУ, 1976.
- Ершов Ю.Л., Самохвалов К.Ф. О новом подходе к философии математики // Структурный анализ символьных последовательностей. -Новосибирск, 1984. Вып. 101: Вычислительные системы. – с.141-148.
- Альтшуллер Г.С., Фильковский Г.Л. Современное состояние теории решения изобретательских задач, 1975. (WWW._altshuller_.ru)
- Системный анализ и принятие решений: Словарь-справочник: Учеб. пособие для вузов/ Под ред. В.Н.Волковой, В.Н. Козлова. – М.: Высш. шк., 2004 – 616 с.: ил.
- Альтшуллер Г.С. Найти идею. - Новосибирск: Наука, СО АН
- Гаврилов А.В. Гибридные интеллектуальные системы. Новосибирск: НГТУ, 2003.
- Гаврилова Т.А., Хорошевский В.Ф. Базы знаний интеллектуальных систем.—СПб.: Питер, 2001.
- Лорьер Ж.-Л. Системы искусственного интеллекта: Пер. с франц.—М.: Мир, 1991.– 567 с.
- Васильев С.Н. От классических задач регулирования к интеллектному управлению// Известия академии наук. Теория и системы управления.— 2001, №1.
- Летов А.М. Состояние и перспективы развития теории управления //АиТ, 1972, №9.
- Поспелов Г.С. Системный анализ и искусственный интеллект.—М.: ВЦ АН СССР, 1980.
- Искусственный интеллект и принятие решений, 2008, №1.
- Рыжиков Ю.И. Решение научно-технических задач на персональном компьютере.—СПб.: КОРОНА принт. 2000.
- Рыжиков Ю.И.Информатика. Лекции и практикум .—СПб.: КОРОНА принт. 2000.
- Загоруйко Н.Г. "ИСКУССТВЕННЫЙ РАЗУМ" //Презентация к семинару, 2008.(.rar, 138 Kб)
- Урманцев Ю.А. Общая теория систем — состояние, приложения, перспективы развития.— В кн.: Система. Симметрия. Гармония. М.: Мысль, 1988, 317 с.
Конец введения